Toyota Land Cruiser - живой символ японского автомобилестроения, ставший синонимом надежности и долговечности. модель выпускается более полувека и остается одним из самых популярных больших внедорожников на планете. Однако его создание связано с историческим событием.
В 1941 году японская армия оккупировала Филиппины и нашла на одном из островов необычный автомобиль - Bantam BRC-40, который является предком легендарного Willys MB. А поскольку на данный момент в Японии такой машины нет, военные решили отправить ее на завод Toyota, где ее детально изучат. И соответственно нужно сделать нечто подобное. Разработка модели началась в 1942 году, японцы просто скопировали лучшие технические решения.
В конце того же года был готов прототип внедорожника, который получил название AK10. Он очень похож на Bantam, но технически немного изменен. Например, двигатель был заменен на 2,3-литровый 4-цилиндровый двигатель от Toyota, который работает в сочетании с 3-ступенчатой ??механической коробкой передач. В конце 1994 года началось серийное производство машины, но принять участие в войне так и не удалось.
Все изменилось 5 лет спустя, когда разразилась новая война - в Корее. Правительство США нуждается в таких автомобилях и объявило заказ на производство 100 машин, характеристики которых можно сравнить с характеристиками нового Willys M38 (на фото ниже). Toyota не участвовала в конкурсе, но неожиданно выиграла его после того, как американцы выбрали ее автомобили, качественные и долговечные.
В январе 1951 года был представлен прототип Toyota Jeep BJ. Несмотря на свое сходство с Willys, машина больше по габаритам за счет массивного 6-цилиндрового двигателя объемом 3,4 литра и мощностью 86 л.с. Уже летом машина поступила на вооружение апиума, а к концу года стала патрульной машиной японской полиции. Спустя два года начались продажи гражданам.
По окончании жизненного цикла Jeep BJ был переименован в Land Cruiser из-за претензий юристов компании Willys-Overland, владеющей правами на название Jeep. Новое название было придумано техническим директором Toyota Хенджи Умехара, который сказал, что оно «звучит так же хорошо, как Land Rover». Хотя в истории уже есть автомобиль под названием Land Cruiser (он принадлежит компании «Студебеккер»), никто не утверждает, так как это совершенно разные автомобили.
Таким образом, в 1955 году дебютировало второе поколение Land Cruiser, ставшее первым автомобилем в модели, созданной не для войны, а для активного образа жизни. Серии 20 и 30 получают разные индексы в зависимости от длины, типа кузова и двигателя, последний - только для двигателей других производителей. Например, с 1958 по 1968 год второе поколение собирали в Бразилии, где оснащались дизельными двигателями Mercedes-Benz.
Следующая, 40-я серия Land Cruiser превращает модель в глобальное явление. Машина намного комфортнее своих предшественников, получив широкую линейку бензиновых и дизельных двигателей объемом от 3,0 до 4,2 литра, а также понижающую передачу. Уже в 1965 году было продано более 50 000 единиц, что сделало модель одним из самых успешных внедорожников на рынке Соединенных Штатов.
Фактически, J40, как и его предшественник, изначально проектировался как «гражданский» автомобиль, но он также отличился военными. Ирландская армия, например, закупила большое количество внедорожников этой модели, которая оказалась настолько успешной, что выпускалась без серьезных изменений до 1984 года (в Бразилии так продолжалось до 2001 года).
В 1967 году появилась 50 серия, а версия LC 55 стала первым полноценным универсалом в модельном ряду. У него 5 дверей, увеличенная колесная база и огромный багажник, простоявший на конвейере 14 лет, на смену ему приходит 60 серия, которая становится еще комфортнее - в салоне появляются удобные сиденья, кондиционер и обогрев заднего ряда. Двигатели рядные с 6 цилиндрами объемом от 3,0 до 4,2 литра. Также есть 4,0-литровый турбодизель 12H-T. модель выпускалась до 1989 года.
Большие изменения произошли с появлением серии 70. В то время J40 также производился и продавался по всему миру. Серия 70 добилась еще большего успеха и не случайно до сих пор производится в некоторых странах - например, в Португалии. Он представляет собой облегченную версию Land Cruiser II с уменьшенной колесной базой и 4-цилиндровыми двигателями, а в Японии в период 1990–1996 годов продавался как Land Cruiser Prado.
Следующая серия - 80, тоже стала легендой и по сей день пользуется большой популярностью у любителей природы, а также для экспедиций и гонок по бездорожью. Он выпускался с 1989 по 2008 год, являясь первым Land Cruiser с постоянным полным приводом. В 1996 году два Land Cruisers 80 заняли первое и второе место в ралли «Дакар» (в классе немодифицированных серийных машин), что во многом способствовало росту продаж.
Land Cruiser Prado второго поколения получил индекс 90 и вышел в 1996 году. Внедорожник стал больше и снова получил постоянный полный привод. Подвеска нестираемая - двойная спереди и многоточечная сзади. Двигатели совершенно новые - рядные 4-х цилиндровые или V6.
Через два года появился Land Cruiser 100, который делает ставку на роскошь и комфорт. Он имеет пневматическую подвеску с регулируемым клиренсом и мощный двигатель V8. В 2002 году внедорожник оснастили первой серийной системой ночного видения, которая доступна только для версии Land Cruiser Cygnus. Это брат-близнец Lexus LX470 с логотипом Toyota, разработанный для японского рынка. В конце концов, Land Cruiser 100 оставался в производстве до 2007 года.
Еще в 1998 году Toyota начала работу над Prado 120, который был представлен в 2002 году. Концепция сохранена, но изменился дизайн. Он полагается только на 4- и 6-цилиндровые двигатели, работающие в сочетании с механической или автоматической коробкой передач.
Последняя версия оригинального Land Cruiser - серии 200 выпускается с 2007 года. Его электронных систем даже больше - камеры наблюдения, бесключевой доступ, помощники при спуске и подъеме, четырехзонное кондиционирование воздуха и многое другое. Двигатели стали более мощными, устранив рядные 6-цилиндровые двигатели, которые были заменены V6. Соответственно, цена на этот внедорожник довольно высока, поэтому одновременно Toyota предлагает более доступную версию - Land Cruiser 150 Prado.
История Land Cruiser продолжается, и в нее обязательно войдут еще многие главы. Но стало бы это фактом, если бы японцы не нашли этот самый американский внедорожник на Филиппинах?